21 сент. 2009 г.

ПФР врезал мимо, ФСФР поправил.

В блоге и в рассылке уже были 2 поста о репрессиях ФСФР на негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Ссылки на них в конце поста. Там же и мои предположения о причинах такой нелюбви. Теперь за них взялся Пенсионный фонд России (ПФР). Повод смехотворный – якобы защита клиентов от мошенников-агентов.
В Твери у НЕСКОЛЬКИХ человек без их ведома накопительную часть пенсии перевели в некий (какой?) НПФ. А всего по РФ зафиксировано не то 300, не то 400 таких случаев (заметим, из 5 500 000). ПФР сделал вывод: поскольку среди агентов некого НПФ есть НЕСКОЛЬКО мошенников, то надо запретить работу ВСЕХ агентов ВСЕХ НПФ! Круто! Поскольку практически все договора с НПФ приносят именно агенты, то работа НПФ была практически парализована. Известно немало случаев мошенничества среди страховых агентов. Агенты берут у клиентов деньги (порой немалые, 30-40 тысяч руб.) за страховые полисы ОСАГО, КАСКО и пр., выдают квитанции, выписывают полисы, но сведения в СК не подают. А эти денежки кладут себе в карман. Были даже рекордсмены в этой области – прикарманили по нескольку миллионов. Правда, после этого сели. Какой вывод должна была сделать ФССН (федеральная служба страхового надзора) по аналогии с ПФР? Запретить работу всех страховых агентов! Однако там работают люди, которые немного думают. Теперь посмотрим, какова была прибыль «мошенников от НПФ» и как оформляются договора НПФ с клиентом. Во-первых, суть договора – перевод денег из одной конторы (ПФР) в другую (НПФ). Агент НПФ этих денег не только не держал в руках, он даже не знал какую сумму переведут. «Навар», который получает агент с одного оформленного договора 300-400 рублей.
Во-вторых, клиент указывает в заявлении свои контактные телефоны, по которым штатный сотрудник НПФ должен позвонить и убедиться, что договор подписал лично клиент. Если телефонный разговор не состоялся, договор возвращается агенту на доработку. Многие НПФ требуют также приложить к договору ксерокопию паспорта и пенсионного удостоверения (зелёная карточка) клиента.
Вывод простой – если мошенники и были, то это вовсе не агенты, а сотрудник НПФ, который должен был проверить подлинность подписи на договоре, проверить другие данные клиента и пр. Короче, бросок ПФР был сделан не в ту корзину. Теперь почитаем статьи на эту тему: Пенсионный фонд России запретил негосударственным фондам работать через агентов
Пенсионный фонд России запретил негосударственным фондам работать через агентов, которые за пять лет привлекли в НПФ около 5 млн клиентов. Набрать нужное количество собственных сотрудников НПФ не смогут, таким образом, их деятельность на рынке объемом 512 млрд. рублей оказывается под вопросом, пишет газета "Коммерсант".
Газета напоминает, что пенсионные накопления формируются из отчислений работодателя в ПФР в размере 6% от заработной платы сотрудников младше 1967 года рождения. По умолчанию эти средства инвестирует ВЭБ, однако гражданин может выбрать для инвестирования своих накоплений негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Лицензии на ведение деятельности по обязательному пенсионному страхованию имеют 130 НПФ.
В распоряжении "Коммерсанта" оказалось письмо первого зампреда правления Пенсионного фонда России (ПФР) Александра Куртина "О необходимости наличия трудовых отношений между негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и физическим лицом, уполномоченным на подписание договоров и уведомлений". В нем Куртин отмечает, что договор об обязательном пенсионном страховании с гражданином должен заключаться должностным лицом НПФ, действующим на основании устава фонда.
Кроме того, "подписывать уведомления о вновь заключенных договорах об ОПС (обязательном пенсионном страховании) от имени НПФ и уведомлять ПФР о вновь заключенных договорах могут физические лица при условии заключения НПФ с ними трудовых отношений", заключает Куртин.
Новый порядок фактически закрывает для НПФ возможность работать на открытом рынке ОПС. Доля НПФ на этом рынке составляет примерно 10% (46,9 млрд руб.). По данным ФСФР на 1 апреля, число клиентов НПФ по ОПС составляет 5,5 млн человек, при этом большая часть заявлений заключается с помощью агентов (банковских сетей, а также физических лиц), констатируют эксперты.
Привлекая агентов, чаще всего фонды не оформляли с ними трудовые отношения. Так, например, в страховых правилах крупнейшего российского НПФ "Газфонд" указано, что "договоры об ОПС от имени фонда могут заключать уполномоченные лица фонда, в том числе агенты фонда".
"Эта мера направлена на защиту физических лиц от мошенничеств со стороны агентов НПФ", - пояснила газете представитель ПФР Марита Нагога. В апреле стало известно о том, что несколько жителей Твери стали клиентами НПФ, при этом заявления о переводе накопительной части пенсии в частные фонды не писали.
Минздравсоцразвития поддерживает позиции ПФР. "ПФР предъявляет требования в соответствии с действующим законодательством об ОПС", - заявили в министерстве. На вопрос о том, что стало причиной появления нового порядка работы НПФ именно сейчас, спустя пять лет после появления у фондов возможности привлекать пенсионные накопления, в Минздравсоцразвития не ответили.
Привлекать клиентов на рынке обязательного пенсионного страхования только через собственных сотрудников не смогут даже крупные НПФ, отмечают участники рынка. "Ежегодно надо заключать десятки тысяч договоров, а сделать это без агентов невозможно", - говорит президент НПФ "Сбербанка" Галина Морозова. Она отмечает, что региональные отделения ПФР уже начали реагировать на разъяснения головной структуры. 18.08.2009 Newsru.com Пенсионным фондам запретили работать через посредников
Новый порядок закрывает для НПФ возможность работать на открытом рынке ОПС
Из-за участившихся случаев мошенничества регуляторы решили поменять правила работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на открытом рынке пенсионного страхования. Пенсионный фонд России запретил им работать через агентов - банковские сети и физические лица. Но это поставило под вопрос само существование НПФ на рынке: большинство договоров об ОПС заключается именно с помощью агентов, поскольку набрать нужное количество собственных сотрудников НПФ не могут.
В апреле несколько жителей Твери против своей воли стали клиентами негосударственных пенсионных фондов: мошенники за них написали заявления о переводе накопительной части пенсии в частные фонды (как известно, пенсионные накопления граждан по умолчанию инвестирует ВЭБ, но гражданин может выбрать для инвестирования своих накоплений негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию).
Аналогичные случаи были выявлены и в других регионах. Официально сообщается о 300-400 случаях мошенничества по всей стране, но участники рынка утверждают, что на самом деле их как минимум втрое больше, пишет газета "Коммерсантъ".
Пенсионный Фонд России совместно с ФСФР, НПФ и Минздравсоцразвития стали искать способы борьбы с этим явлением, чтобы защитить граждан от мошенничеств со стороны недобросовестных агентов НПФ. Первым шагом стало решение принимать договоры, заключенные лишь непосредственно сотрудниками фондов.
Работают только "свои"
В распоряжении "Коммерсанта" оказалось письмо первого зампреда правления Пенсионного фонда России (ПФР) Александра Куртина "О необходимости наличия трудовых отношений между негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и физическим лицом, уполномоченным на подписание договоров и уведомлений". В нем отмечается, что договор об обязательном пенсионном страховании с гражданином должен заключаться должностным лицом НПФ. Точно также и "подписывать уведомления о вновь заключенных договорах об ОПС от имени НПФ и уведомлять ПФР о вновь заключенных договорах могут физические лица при условии заключения НПФ с ними трудовых отношений", отмечается в письме.Однако привлекая агентов, чаще всего фонды не оформляют с ними трудовые отношения. В страховых правилах большинства НПФ есть пункт, где указано, что договоры об ОПС от имени фонда могут заключать уполномоченные лица фонда, в том числе его агенты.
Слишком много работы
Участники рынка говорят, что даже крупные НПФ не смогут привлекать клиентов на рынке обязательного пенсионного страхования только через собственных сотрудников. Слишком велик объем работы: ежегодно надо заключать десятки тысяч договоров, и без агентов сделать это невозможно. По данным ФСФР на 1 апреля, число клиентов НПФ по ОПС составляет 5,5 млн человек, при этом большая часть заявлений заключается с помощью агентов - банковских сетей и физических лиц, констатируют эксперты, опрошенные "Коммерсантом". Лицензии на ведение деятельности по обязательному пенсионному страхованию имеют 130 НПФ. Их доля на рынке составляет примерно 10% (46,9 млрд руб.). Однако новый порядок, изложенный в письме Куртина, фактически закрывает для НПФ возможность работать на открытом рынке ОПС.
Региональные отделения ПФР уже начали работать по новым правилам: отделение ПФР по Архангельской области не приняло у порядка 700 договоров об ОПС, заключенных агентом, функции которого выполняет Сбербанк, сообщили "Коммерсанту" в НПФ Сбербанка. Впрочем, еще есть шанс, что новые правила будут откорректированы: в ФСФР считают работу НПФ с привлечением агентов допустимой, т.к. эта возможность оговорена в гражданском законодательстве. Опубликовано 17.08.2009 Автор - Илья Зиненко ПФР разрешил НПФ снова работать через агентов
10/09/2009 МОСКВА, 10 сен - РИА Новости.
Пенсионный фонд России (ПФР) направит в четверг письмо своим региональным отделениям, в котором снимается запрет на прием договоров, заключенных агентами негосударственных пенсионных фондов (НПФ), сообщили РИА Новости в ПФР. "Сегодня отправляем письмо", - сказала РИА Новости представитель ПФР Маргарита Нагога.
Этот запрет был введен ПФР в конце июля текущего года в результате участившихся случаев мошенничества со стороны агентов НПФ при заключении договоров обязательного пенсионного страхования (ОПС), которые при проверке оказались фальсифицированными. Представители НПФ негативно восприняли этот запрет, поскольку большинство новых клиентов приходили в фонды именно через агентскую сеть.
Представитель ПФР пояснила, что решение о снятии запрета на прием договоров ОПС от трансфер-агентов НПФ было принято после получения соответствующих разъяснений Федеральной службы по финансовым рынкам.
Нагога также подчеркнула, что ПФР получил заверения от НПФ о серьезном усилении контроля за своими агентами с целью минимизации их мошеннических действий при заключении договоров ОПС.
"Негосударственная ассоциация пенсионных фондов совместно с фондами разработали перечень мер по этому вопросу, например, открытие колл-центров, проверка фактического заключения договоров, изменение заявления. В частности, гражданин будет полностью писать свои фамилию, имя и отчество, а не только ставить подпись. Кроме того, будут разработаны поправки в законодательство, которые ликвидируют разночтения в части того, кто должен заключать договоры со стороны НПФ", - сказала собеседник агентства.
Статьи рассылки по теме:
90 Пылесосом по НПФ Статьи в блоге:

Комментариев нет: