4 июн. 2009 г.

Кто виноват и что делать?

НАПФ предложила план поддержки системы негосударственного пенсионного обеспечения В Общественной палате России прошел круглый стол, посвященный состоянию российской пенсионной накопительной системы, на которое серьезно повлиял кризис на фондовом рынке в 2008 г. Официальная резолюция по итогам встречи пока не представлена широкой публике, однако, скорее всего, в ее основу лягут предложения, сформулированные НАПФ - ассоциацией негосударственных пенсионных фондов, объединяющей под своей эгидой основных игроков рынка. В предложениях НАПФ (которые были также представлены в ФСФР) дана оценка текущему состоянию пенсионного рынка, обозначены основные проблемы, с которыми столкнулись НПФ по итогам прошедшего года и намечены первоочередные конкретные меры по минимизации последствий кризиса и поддержки отрасли негосударственного пенсионного обеспечения. ИА "РосФинКом" публикует эти предложения с незначительными сокращениями. "В качестве основных проявлений кризиса в развитии НПФ можно отметить следующие. 1. Отрицательные результаты инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений по итогам 2008 года воспринимаются широкой аудиторией очевидно негативно, что приводит к появлению панических настроений среди клиентов НПФ и попыткам забрать свои средства из фондов. В целом, отношение выкупных сумм к сумме выплачиваемых пенсий увеличилось по сравнению с 2007 годом на 7 процентных пунктов, и составило 33%, однако в отдельных фондах это соотношение превышает 50%. Всего в 2008 году выкупных сумм выплачено на 35,6% больше, чем в 2007 году. 2. Результаты инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений по итогам 2008 года приведут к возникновению актуарного дефицита в большинстве НПФ. Критичным является то, что реакция со стороны уполномоченного федерального органа (ФСФР России) на возникновение у фондов актуарного дефицита вследствие причин, не связанных с прямыми действиями фонда, не определена, а формальный повод для предъявления претензий к фондам появляется. 3. Кризис выявил несовершенство методики оценки активов фондов в условиях кризиса на фондовом рынке. Рыночная цена актива отражает его действительную стоимость только в условиях свободного от кризисных явлений, репрезентативного по объемам покупок и продаж рынка. В условиях кризиса рынком сформирована некая виртуальная цена активов, которая живет своей собственной жизнью и далеко оторвана от их реальной стоимости. На рынке преобладают спекулятивные тенденции, обороты рынка резко упали, цена активов, показываемая рынком, фактически является их ликвидационной ценой (ценой, по которой инвестор готов срочно избавиться от актива). Глубина падения, которая случилась на российском финансовом рынке, даже при тех макроэкономических трендах, которые наблюдаются сегодня, явно необоснованна - рынок упал необъективно низко. В этих условиях НАПФ считала более правильным в период финансового кризиса временно отказаться от переоценки активов, нежели делать это с помощью неисправного инструмента. Одновременно предполагалось разработать методику оценки активов, адекватно учитывающую особенности поведения различных классов активов в условиях кризиса. 4. В результате трудностей, возникших в Пенсионном фонде России в процессе временного размещения взносов за 2007 год застрахованных лиц, выбравших частные управляющие компании и НПФ, эти средства до настоящего времени не перечислены по назначению. При этом ПФР произвольно трактует не урегулированный законодательством вопрос о своих обязанностях по передаче текущих страховых взносов. 5. В случае распространения кризисных явлений на банковский сектор негосударственные пенсионные фонды могут столкнуться с потерями пенсионных накоплений и пенсионных резервов, размещенных в депозиты банков, проходящих процедуру банкротства. Это связано с тем, что требования по возврату пенсионных накоплений граждан, в отличие от вкладов физических лиц, будут удовлетворены не в первую очередь, а в пятую по разряду "прочие кредиторы". 6. В результате распространения кризисных явлений на реальный сектор экономики отмечено объявление отдельными российскими предприятими дефолта по их облигациям. Одновременно, развитие кризисных явлений в реальном секторе экономики приводит также к снижению сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и пенсионных взносов по негосударственному пенсионному обеспечению, поступающих в НПФ. В этих непростых условиях негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие долгосрочные материальные и социальные интересы более 15 % экономически активного населения России, сами нуждаются в поддержке с целью предотвращения проблем, которые уже проявились или могут возникнуть в случае дальнейшего развития негативных проявлений кризисных явлений в экономике. Первоочередными из этих мер являются: 1. Внесение изменений в законодательство о банкротстве кредитных организаций положений, определяющих, что наряду с банковскими вкладами физических лиц требования и по средствам пенсионных сбережений граждан удовлетворяются при банкротстве кредитных учреждений в первую очередь. 2. Передача государству права требования по дефолтным облигациям, в которые размещены пенсионные резервы или инвестированы пенсионные накопления, и замена их государственными обязательствами; 3. Законодательное урегулирование правил перечисления страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды. 4. Разработка методики оценки пенсионных активов НПФ, учитывающей сроки исполнения обязательств фонда и адекватно реагирующей на наличие кризисных явлений на фондовом рынке. Дальнейшее развитие негосударственного пенсионного обеспечения призвано решать задачу создания условий для привлечения граждан к самостоятельному (добровольному) формированию своих пенсионных сбережений, побуждающих их заботиться о своей будущей пенсии, а также стимулировать участие работодателей в формировании этой пенсии. Для решения этих задач необходим ряд стратегических шагов, не зависящих от наличия кризисных явлений в экономике. К числу этих мер относятся: 1. Создание экономических стимулов для развития негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающих: а) благоприятный налоговый режим, стимулирующий работодателей, работников и самозанятое население к уплате взносов на формирование пенсионных сбережений и означающий: • для работодателей - исключение из налогооблагаемой базы по ЕСН взносов, вносимых работодателем в негосударственный пенсионный фонд, исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль пенсионных взносов, отражаемых на солидарных пенсионных счетах, а также пенсионных взносов, уплачиваемых в пользу лиц, не являющихся работниками предприятия; • для работников - облегчение получения социального налогового вычета по взносам, вносимым в негосударственный пенсионный фонд, увеличение размера стандартного налогового вычета, предоставляемого при выплате негосударственной пенсии, сформированной за счет пенсионных взносов предприятий в пользу работников; • для негосударственных пенсионных фондов - полная отмена налога на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов, освобождение от налогообложения имущества, приобретенного за счет пенсионных резервов и пенсионных накоплений (налог на имущество).
Следует подчеркнуть, что предлагаемые меры по совершенствованию налогообложения нужны не НПФ как хозяйственному институту, а необходимы вкладчикам фондов - физическим и юридическим лицам; б) рациональное использование инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов, которое предполагает как совершенствование регулирования инвестиционного процесса, так и расширение допустимого для инвестирования набора инструментов. Дальнейшее совершенствование регулирования процесса размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений предполагает переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов к широко распространенному в мире принципу "ответственного поведения", который позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций. При этом фондам, которые удовлетворяют определенным стандартам, разработанным регулирующими государственными органами, необходимо предоставить право самостоятельного инвестирования своих активов на финансовых рынках. Это повысит прозрачность пенсионной системы и, соответственно, будет способствовать повышению доверия к их деятельности. Такая постановка возможна как в связи с ростом квалификации специалистов негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, так и в связи с приданием негосударственным пенсионным фондам статуса квалифицированного инвестора. Размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений требуют от НПФ равной ответственности за их сохранность и преумножение. Представляется целесообразным обеспечить единый подход к инвестированию пенсионных активов независимо от их происхождения. Одновременно с совершенствованием регулирования инвестиционного процесса необходимо (соответствующие предложения внесены) вести работу по расширению перечня доступных для инвестирования инструментов. Фонды должны иметь возможность приобретать активы не только тех эмитентов, которые "раскручены" на рынке, но и тех, которые, имея признанно высокий рейтинг надежности, по каким-либо причинам не выпускают свои активы в широкую продажу и поэтому не входят в котировальные листы высокого уровня. Необходима активная государственная поддержка акциям компаний, имеющих стратегическое значение для России (например, в виде предоставления гарантий со стороны государства либо региона России). Такой механизм с одной стороны позволил бы повысить финансовую устойчивость пенсионных фондов, а с другой - оказать поддержку тем компаниям, которые могут стать локомотивами российской экономики (предприятия в сфере высоких технологий, глубокой переработки сырья и т.д.). Необходимо также разработать условия привлечения пенсионных активов в долгосрочные инфраструктурные проекты, которые осуществляются при поддержке государства. Ведь более "длинных" денег, чем пенсионные, в стране нет. 2. Повышение доверия населения к деятельности НПФ. Повышения доверия населения к деятельности НПФ требует с одной стороны создания реальных механизмов защиты прав вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, включающих, в том числе, разработку и принятие документов, повышающих защищенность участников и застрахованных лиц, по вопросам: • введения обязательного страхования пенсионных накоплений граждан по типу обязательного страхования банковских вкладов; • организации и функционирования объединенных гарантийных фондов, осуществляющих страхование накоплений граждан по негосударственному пенсионному обеспечению. С другой стороны, необходимо существенное повышение финансовой, прежде всего пенсионной грамотности населения. Негосударственные пенсионные фонды, являясь неотъемлемой частью пенсионной системы, должны соответствовать уровню ставящихся перед ними задач. Для этого необходимы решительные действия по повышению надежности фондов, в том числе: • уточнение требований к структуре имущества фондов и его размерам; • разработка и внедрение стандартов, регулирующих профессиональную деятельность НПФ; • практическое внедрение в НПФ внутреннего контроля, отвечающего требованиям законодательства; • повышение роли актуарного контроля деятельности НПФ; • организация регулярной подготовки и повышения квалификации кадров НПФ; В свете мер по повышению требований к имуществу НПФ необходима тщательная проработка и законодательное закрепление процедур проведения реорганизации (разделения, выделения, слияния и поглощения), а также ликвидации (при необходимости - банкротства) негосударственных пенсионных фондов, гарантирующих соблюдение прав вкладчиков, участников и застрахованных лиц. 3. Повышение уровня государственного регулирования деятельности НПФ. Кризисные явления в экономике выявили острую необходимость в повышении уровня государственного регулирования и контроля. К сожалению, в практической деятельности этого не произошло. До настоящего времени остается непринятым большое количество нормативных документов, определяющих практическую деятельность фондов и уровень их открытости и прозрачности. Дальнейшее развитие негосударственного пенсионного обеспечения невозможно без дальнейших шагов по построению системы государственного регулирования и контроля, адекватной стоящим перед фондами задачам. Кризис - время сильных. Система негосударственных пенсионных фондов достаточно сильна, чтобы спокойно пережить предстоящие испытания. В то же время становится ясно, что те меры государственной поддержки, необходимость которых особенно остро проявляется именно в условиях кризиса, должны быть разработаны и внедрены в практику работы НПФ уже в ближайшее время. Работа негосударственных пенсионных фондов рассчитана на длительное время. Средний срок действия пенсионного договора - от 40 до 50 лет. За это время будет еще много кризисов и пенсионная система должна быть к ним готова уже сейчас".

Комментариев нет: