25 окт. 2008 г.

Время следить за фигурой.

Кушать продано, или Мойте руки вместо еды
Несколько лет назад в ритме подорожания появились плавность и предсказуемость. Мы даже посмели планировать на годы вперед. Но с сентября 2008 года цены опять стремительно пошли вверх, причем и на тот вид товаров, который не могут игнорировать ни пенсионеры, ни топ-менеджеры. Мы поговорим о том, что происходит с ценами на продукты питания. Попробуйте вспомнить, сколько сейчас стоит хлеб. Самый обычный – батон «Нарезного», буханка «Дарницкого». Десять к одному, что точных цифр вы не назовете. Люди кладут хлебобулочные изделия в корзину, не глядя на ценник – их интересует только свежесть. А между тем с ценой на хлебушек творятся интересные вещи.
Еще 4 августа первый заместитель руководителя столичного департамента продовольственных ресурсов Виктор Ольховой бодро сообщил «Российской газете»: «Килограмм традиционного белого «Нарезного» хлеба стоит не более 23 рублей, черного «Дарницкого» – 23 с копейками. Москвичи много хлеба не едят, поэтому предпочитают покупать традиционный 400-граммовый батон по 9 рублей или 700-граммовую буханку рублей за 13–14. Рост цен на хлебобулочные изделия за последние четыре месяца составил 8%, то есть ниже уровня инфляции».
Вообще, текст интервью дышал уверенностью: «У Москвы есть все необходимые ресурсы для того, чтобы держать цены на хлеб под контролем».
Как говорится, вашими бы устами… Уже 29 сентября в «Седьмом континенте» 420-граммовый батон «Нарезного» (в/с) стоил 15 рублей 49 копеек (36,88 р./кг)! Не отстает и ржаной хлеб – в тот же день в «Ням-Ням» 700-граммовая буханка обходилась москвичам в 21 р. (30 р./кг). Подорожание не просто очевидное – вопиющее. Да, у ритейлеров-дискаунтеров типа «Пятерочки» сохранились более низкие цены, но только на хлеб столь же низкого качества.
С молоком еще хуже. Тут уже и иллюзий никаких не остается: «Еще летом этого года литровая упаковка молока в московских магазинах стоила в среднем 20–25 рублей – теперь на 10 рублей дороже», – говорит Владимир Лабинов, исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли». За «летние» деньги теперь можно купить разве только мягкую упаковку полускисшей белесой жидкости. А средняя цена на аккуратные тетрапаковские «литрушки» стремительно штурмует 40-рублевый рубеж.
Может быть, наедимся мясом? Это еще возможно, хотя надо очень торопиться и глотать, не жуя. Не понравились нашему правительству импортные курочки – и эффект налицо. С середины августа до середины сентября куриные окорочка подорожали на 4,7%. Такие темпы, между прочим, соответствуют подорожанию на 73,5% в год.
Наоборот, но с тем же итогом получилось с говядиной. Летом на 1,5% сократились объемы отечественного производства. На помощь пришел импорт, который немного спас положение, но это временная мера. А отпускные цены на живой скот у родных производителей, между прочим, за один лишь месяц выросли на 11,7% – на уровне прогнозов инфляции за целый год!
Чем это аукнется на розничном рынке – очевидно. Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина прямо говорит: сильнее всего будут дорожать мясные продукты премиум-класса. Причина в том, что в дешевых сортах колбасы и полуфабрикатах полным-полно всяких добавок: сои, белка и других компонентов, о которых принято умалчивать, чтобы не портить аппетит. А вот в высоком ценовом сегменте в октябре-декабре ожидается буйный рост цен; особенно вырастет в цене сырокопченая колбаса.
Куриные беды не обошли, кстати, и яйца. За первые три недели сентября они подорожали на 7,3% – больше половины годичной «нормы» инфляции. А всего с начала года повышение цен на продовольствие составило, по разным оценкам, от 12,2% (скромный Росстат), до 25% (решительный ведущий эксперт Центра развития Ольга Осипова). Это вполне укладывается в общемировую тенденцию последних лет, но вот в ЕС за тот же период еда подорожала всего на 3%.
Но есть и хорошие новости. Кафе и рестораны не спешат поднимать цены в своих меню. Рестораторов гораздо больше беспокоит возможное повышение арендной платы и коммунальных счетов. А стоимость продуктов занимает в бюджете московского общепита относительно скромное место.
Обобщим сказанное. В августе-сентябре начался серьезный рост цен на оптовом рынке продовольствия. В одних сегментах это уже сполна ударило по рознице, в других такой эффект только назревает. Разумеется, московские власти будут сдерживать цены на несколько видов товаров (хлеб, молоко, яйца, сахар, соль, дешевая колбаса), но только в так называемых социальных магазинах и сетях «эконом-класса». В целом же рост цен на питание идет опережающими по сравнению с инфляцией темпами, и в ближайшее время эта ситуация, увы, не изменится. Автор: Михаил Мельников

Комментариев нет: