Комментарии
Мы уже говорили, что корпорации организовали собственные (кэптивные) пенсионные фонды. Пользуясь административным ресурсом, они организовали «страховое поле» из работников фирм-учредителей. Но это «поле» не безгранично. Рано или поздно нужно выходить «в народ». Настала пора и для НПФ Газфонд.
Теперь вопрос для нас - хорошо или плохо это для остального российского народа? Как говорят в народе «На безрыбье и сам встанешь … в позу». По крайней мере, доходность газового фонда покрывала инфляцию, в отличие от многих других НПФ, половина из которых сработала «в минус».
Следите за рекламой! Скоро наступит «юрьев день» перевода накопительной части пенсии в «любимый» НПФ. Может быть стоит рискнуть?
"Газфонд" вышел в розницу
До этого он обходился кэптивным ресурсом: почти 100% клиентов фонда являлись сотрудниками его основного учредителя — "Газпрома". На рынке обязательного пенсионного страхования корпоративным фондам, привязанным к корпоративным брендам, пока не удалось занять заметных позиций. К тому же выход на розничный рынок "Газфонда" совпадает с кризисной ситуацией на фондовом рынке.
НПФ "Газфонд" приступил к привлечению клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) с розничного рынка. "Ранее задач по выходу на открытый рынок мы не ставили,— заявил вице-президент фонда Дмитрий Коншин.— Сейчас, накопив достаточный опыт по ОПС, мы удостоверились в эффективности работы этой системы". Конкретных планов по выходу на открытый рынок в "Газфонде" не раскрывают. Известно лишь, что до конца года в Москве будет работать три-четыре офиса, еще два — в Санкт-Петербурге. Для продвижения услуг НПФ приобрел рекламное время на "Первом канале".
"Газфонд" традиционно являлся закрытым кептивным фондом, обслуживающим финансовые и политические интересы "Газпрома" и близких к нему структур. Через НПФ монополия опосредованно контролирует ряд активов. Структура инвестирования средств "Газфонда" не раскрывается, однако известно, что компания "Лидер", управляющая основной частью средств фонда, приобретала такие активы, как Газпромбанк, "Салаватнефтеоргсинтез", "СИБУР Холдинг", "Ростелеком".
Доля "Газфонда" на рынке негосударственного пенсионного обеспечения составляет 54,2%. На 1 июля 2008 года собственное имущество фонда составляло 313,3 млрд руб. Основными учредителями фонда являются "Газпром" и Газпромбанк. Средняя доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений, аккумулируемых "Газфондом", составляет 11,61% годовых. При этом доходность Банка развития (ВЭБ), управляющего средствами граждан, оставивших свои пенсионные накопления в государственной системе ("молчунов"), за этот же период составила 7,33% годовых. Пенсионными накоплениями "Газфонда" управляет 7 частных компаний. Основная часть средств сосредоточена в УК "Лидер".
"Газфонд" стал одним из последних крупных кэптивных фондов, который выходит на открытый рынок. Другие крупнейшие НПФ — "Благосостояние" (РЖД), "ЛУКОЙЛ-Гарант", "Стальфонд" ("Северсталь") — заявляли о выходе на открытый рынок еще несколько лет назад. "Мы вышли на открытый рынок ОПС в 2004 году. Это было обусловлено исчерпанием кэптивного ресурса",— говорит президент "ЛУКОЙЛ-Гаранта" Сергей Эрлик. "Большинство крупных фондов уже достаточно давно не видит иной альтернативы для своего развития, кроме как деятельность на открытом рынке",— считает исполнительный директор НПФ "Благосостояние" Елена Сухорукова.
Однако доля розницы в кэптивных фондах невысока: большинство по-прежнему использует административный ресурс, привлекая пенсионные накопления сотрудников предприятий-учредителей. Сугубо розничных НПФ на рынке нет за исключением нескольких банковских фондов — НПФ Сбербанка, НПФ Райффайзенбанка. По словам Елены Сухоруковой, спрос на услуги НПФ еще недостаточен, "поэтому пока приходится играть роль пенсионных просветителей, а не продавцов".
Фондам есть на что претендовать: 89% пенсионных накоплений находится в государственной управляющей компании — ВЭБ (357 млрд руб.). В НПФ сосредоточено 43 млрд руб. По словам господина Эрлика, рынок ОПС находится сегодня в зачаточном состоянии. "Можно с уверенностью говорить, что "Газфонд" через 5-6 лет работы может занять до 10% рынка, но это предел",— полагает он. "Для завоевания рынка нужны деньги, имя и сеть. У "Газфонда" все это есть,— говорит Галина Морозова. — Но для человека с улицы название — не главный критерий в выборе: он сравнивает возможности доступа к получению услуги, качество ее предоставления". Однако, по мнению господина Эрлика, ""Газпром" у многих ассоциируется с государством и является аналогом Сбербанка".
Намерение "Газфонда" выйти на открытый рынок совпадает с началом работы механизма софинансирования пенсий государством, предусматривающего увеличение 1 тыс. руб. взноса физлица на 1 тыс. руб., субсидируемых государством. Система софинансирования будет введена с 1 октября. По прогнозам "Газфонда", в первый год действия системы ее участниками могут стать 10-15% работающих граждан. Это вдвое больше, чем численность клиентов всех НПФ в настоящий момент.
Однако выход "Газфонда" в розницу совпадает и с кризисной ситуацией на финансовом рынке, когда большинство участников рынка показывает отрицательные результаты доходности. Это, по мнению экспертов, негативно сказывается на доверии к ним со стороны клиентов. "Даже по оптимистичным прогнозам по итогам года доходность по накоплениям будет нулевая",— говорит гендиректор УК "Пенсионный резерв" Вячеслав Корпушенков. При этом для тех, кто в этот момент будет переходить из государственной системы в частную, доходность может быть значительной из-за падения стоимости акций российских компаний более чем на 50%.
Александр МАЗУНИН Коммерсантъ, 26 сентября 2008
Комментариев нет:
Отправить комментарий