Исследователи выяснили, что небольшие обезьяны-капуцины способны понимать значение символов и могут использовать предметы, не имеющие для них ценности, в качестве обменного эквивалента для получения пищи - то есть в качестве денег. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE. Авторы статьи - ученые из римского университета La Sapienza и Института когнитивных исследований, а также из медицинских школ Гарварда и университета Вашингтона в Сент-Луисе - отмечают, что прежде попытки изучить способности обезьян к знаковой коммуникации в основном обращались к большим человекообразным обезьянам.
Эксперимент с обезьянами-капуцинами. В частности, известны эксперименты, в которых шимпанзе удавалось научить использовать для общения жестовый язык глухих.
В этом эксперименте участвовали не человекообразные обезьяны, а обитающие в Южной Америке обезьяны-капуцины (Cebus apella), которые разошлись с предками человека 35 миллионов лет назад.
Авторы исследования отмечают, что ранее уже ставились эксперименты, в которых изучалось "экономическое поведение" нечеловекообразных обезьян. В частности, ученым удавалось научить их "покупать" еду у экспериментаторов за не имеющие для них ценности предметы - "жетоны".
В статье подчеркивается, что эти опыты порождают новые важные вопросы, так, остается неясным, действительно ли обезьяны воспринимают жетоны как знаки или они остаются для них всего лишь своеобразными "инструментами" для добычи пищи.
"Обезьяны могут психологически воспринимать жетоны как символы, представляющие пищу, подобно тому, как люди воспринимают слова или деньги. С другой стороны, обмен жетонов на еду может быть просто результатом инструментального поведения. В этом случае поведение обезьян, обменивающихся жетонами с экспериментаторами, может быть аналогом поведения голубя, добывающего пищу с помощью рычага", - пишут ученые.
Эксперимент с обезьянами-капуцинами. Они поставили своей целью выяснить, как именно обезьяны воспринимают жетоны: как символы или как инструменты. Для этого надлежало выяснить, совпадают ли их предпочтения в пище с предпочтениями в отношении предметов, которые символизировали различные типы корма.
Экспериментаторы обучили пять капуцинов обменивать три типа знаков (которыми служили зеленая фишка, черная пластиковая трубка и медный крюк) на три типа пищи. Например, маслина могла "стоить" одну зеленую фишку, а кусок пармезана - одну пластиковую трубку.
Ученые выяснили предпочтения обезьян в пище - для каждой из них были выбраны три типа корма, которые различались по степени пристрастия животных к ним. Например, обезьяна по кличке Паприка больше всего любила фисташки, меньше - сушеные дольки ананасов, еще меньше - семечки.
На первом этапе эксперимента обезьяны должны были выбирать между двумя видами корма из трех, при этом "менее любимой" пищи они могли получить больше. Как правило, обезьяны предпочитали корм "похуже", но побольше.
На следующем этапе такой же эксперимент был проведен со знаками, обозначавшими пищу. Затем ученые выяснили, совпадает ли выбор обезьян в отношении пищи с их действиями в отношении символизирующих виды корма предметов.
Как показали итоги эксперимента, "предпочтения капуцинов в отношении символических объектов были схожи с предпочтениями в отношении реальной пищи", говорится в статье.
"Эти результаты показывают, что капуцины действительно способны воспринимать жетоны как символы", - заключают ученые.
28 сент. 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий