30 мая 2008 г.

Рост цен все больнее бьет по карману

Рост цен на продукты все больнее бьет по карману россиян
Проведенный экспертами Фонда "Общественное мнение" опрос показал, что подавляющее большинство россиян замечают рост цен на продукты. О том, что там, где они живут, за последний месяц цены на продовольствие не выросли, заявили лишь 2% респондентов. При этом 66% участников опроса ФОМ заявили, что в этом месяце цены на продовольствие росли быстрее, чем в предыдущем, еще 24% убеждены, что темпы роста были примерено такими же, и лишь 2% сочли их более низкими. Хуже того - большинство респондентов (75%) говорят о значительном росте цен, и всего 17% - о незначительном.
Сильней всего, по ощущениям россиян, за последний месяц подорожали молочные продукты (сыр, творог, масло, сметана, кефир), хлеб и хлебобулочные изделия - о значительном росте цен на эти группы товаров говорят 62 и 63% респондентов соответственно (отметим, что в конце марта хлеб и хлебобулочные изделия упоминались в этом контексте чуть реже - 54%). Как и в марте, 43% опрошенных говорят об ощутимом росте цен на молоко, 41% - на мясные продукты (колбасы, сосиски, копчености и пр.), причем последнюю группу товаров респонденты на этот раз стали упоминать в полтора раза чаще. Каждый третий (как и в марте) говорит о заметном увеличении цен на свежее мясо. Чуть чаще, чем в марте, россияне говорят о росте цен на муку (23%) и крупы (21%), чуть реже - на свежие фрукты (16%) и овощи (19%).
Почти две трети опрошенных (60%) заявляют, что рост цен значительно ухудшил их материальное положение, особенно часто сообщают об этом представители наиболее социально уязвимых слоев: женщины, люди старшего возраста, малообразованные и малообеспеченные россияне. 24% опрошенных говорят, что рост цен лишь незначительно ухудшил их материальное положение; 10% заявили, что на их благосостоянии инфляция никак не сказалась (среди москвичей таковых 22%, среди высокообразованных граждан - 20%, среди тех, чьи доходы превышают 6 тыс. рублей, - 18%).
Наиболее эффективными стратегиями "выживания" в условиях постоянного роста цен на продукты россияне, как показал опрос ФОМ, считают следующие пять вариантов.
Первую стратегию - «буду покупать меньше продуктов, отказываться от каких-то продуктов» - выбрали 29%; она оказалась наиболее характерна для пожилых, малообразованных респондентов (по 48%), людей с доходами до 3000 руб. (38%), женщин (36%) и жителей сел (35%).
Вторую стратегию - «буду покупать более дешевые продукты, чем покупаю сейчас», - предпочли 24% опрошенных; она также чаще озвучивалась пожилыми, малообразованными и малообеспеченными гражданами.
Другой вариант адаптации к инфляции - «буду искать продукты по более низким ценам, в более дешевых магазинах» - предпочли 26% россиян; чаще прочих - москвичи, жители мегаполисов и больших городов, т. е. тех населенных пунктов, где торговая инфраструктура развита хорошо и допускает возможность подобного выбора.
Еще один способ приспособиться к росту цен - «буду стараться заработать больше денег, найти другие источники дохода, чтобы сохранить прежний уровень потребления», - выбрали 25% опрошенных; самым популярным вариантом он оказался у молодежи (33%) и людей среднего (31-54 года) возраста (31%), а также высокообразованных респондентов (31%).
Наконец, каждый пятый участник опроса отметил такую позицию, как «буду стараться меньше покупать продуктов, больше выращивать или производить их у себя на даче/огороде/приусадебном участке»; вполне ожидаемо, что эта стратегия оказалась наиболее популярной среди сельских жителей (37%).
Прочие варианты адаптации к подорожанию продуктов нашли среди опрошенных немного сторонников: намерение покупать продукты впрок выразили 4%, выйти на улицу с протестами - 3%, обращаться в суд или к местным властям собираются менее 1%. Еще 8% россиян заявили, что не собираются ничего предпринимать. http://www.fom.ru/

Комментариев нет: