Рост цен на продукты все больнее бьет по карману россиян
Сильней всего, по ощущениям россиян, за последний месяц подорожали молочные продукты (сыр, творог, масло, сметана, кефир), хлеб и хлебобулочные изделия - о значительном росте цен на эти группы товаров говорят 62 и 63% респондентов соответственно (отметим, что в конце марта хлеб и хлебобулочные изделия упоминались в этом контексте чуть реже - 54%). Как и в марте, 43% опрошенных говорят об ощутимом росте цен на молоко, 41% - на мясные продукты (колбасы, сосиски, копчености и пр.), причем последнюю группу товаров респонденты на этот раз стали упоминать в полтора раза чаще. Каждый третий (как и в марте) говорит о заметном увеличении цен на свежее мясо. Чуть чаще, чем в марте, россияне говорят о росте цен на муку (23%) и крупы (21%), чуть реже - на свежие фрукты (16%) и овощи (19%).
Почти две трети опрошенных (60%) заявляют, что рост цен значительно ухудшил их материальное положение, особенно часто сообщают об этом представители наиболее социально уязвимых слоев: женщины, люди старшего возраста, малообразованные и малообеспеченные россияне. 24% опрошенных говорят, что рост цен лишь незначительно ухудшил их материальное положение; 10% заявили, что на их благосостоянии инфляция никак не сказалась (среди москвичей таковых 22%, среди высокообразованных граждан - 20%, среди тех, чьи доходы превышают 6 тыс. рублей, - 18%).
Наиболее эффективными стратегиями "выживания" в условиях постоянного роста цен на продукты россияне, как показал опрос ФОМ, считают следующие пять вариантов.
Первую стратегию - «буду покупать меньше продуктов, отказываться от каких-то продуктов» - выбрали 29%; она оказалась наиболее характерна для пожилых, малообразованных респондентов (по 48%), людей с доходами до 3000 руб. (38%), женщин (36%) и жителей сел (35%).
Вторую стратегию - «буду покупать более дешевые продукты, чем покупаю сейчас», - предпочли 24% опрошенных; она также чаще озвучивалась пожилыми, малообразованными и малообеспеченными гражданами.
Другой вариант адаптации к инфляции - «буду искать продукты по более низким ценам, в более дешевых магазинах» - предпочли 26% россиян; чаще прочих - москвичи, жители мегаполисов и больших городов, т. е. тех населенных пунктов, где торговая инфраструктура развита хорошо и допускает возможность подобного выбора.
Еще один способ приспособиться к росту цен - «буду стараться заработать больше денег, найти другие источники дохода, чтобы сохранить прежний уровень потребления», - выбрали 25% опрошенных; самым популярным вариантом он оказался у молодежи (33%) и людей среднего (31-54 года) возраста (31%), а также высокообразованных респондентов (31%).
Наконец, каждый пятый участник опроса отметил такую позицию, как «буду стараться меньше покупать продуктов, больше выращивать или производить их у себя на даче/огороде/приусадебном участке»; вполне ожидаемо, что эта стратегия оказалась наиболее популярной среди сельских жителей (37%).
Прочие варианты адаптации к подорожанию продуктов нашли среди опрошенных немного сторонников: намерение покупать продукты впрок выразили 4%, выйти на улицу с протестами - 3%, обращаться в суд или к местным властям собираются менее 1%. Еще 8% россиян заявили, что не собираются ничего предпринимать.
http://www.fom.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий