На последнем пленарном заседании Госдума четвертого созыва приняла в первом чтении пакет поправок в пенсионное законодательство. Партия власти назвала законопроект одним из пунктов "Плана Путина".
Пенсионной реформе уже несколько лет. За это время все выучили, что состоит она из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Привыкли к регулярному повышению базовой пенсии - именно о ней нам торжественно объявляют с экранов телевизоров. Что происходит с двумя другими - представления об этом весьма туманны. Граждане практически не проявляют к ним интерес. А ведь на них приходится примерно половина средней пенсии. Более того, именно на эти две составляющие мы можем влиять. Правда, пока больше теоретически.
Не один год правительство бьется над тем, как стимулировать граждан самим заботиться о своей пенсии. Как идеологию иждивенца поменять на идеологию человека, самостоятельно отвечающего за свое будущее. Пока получается не очень хорошо ни у нас, ни у правительства. По данным Пенсионного фонда, только 6% граждан отмечают положительное влияние пенсионной реформы на свое материальное положение (4 % в прошлом году), 82 % не чувствуют ее влияния на свою жизнь.
Как же шла эта реформа?
НАША СПРАВКА
2001 - 2002 гг.
На заседании Национального совета по пенсионной реформе при президенте одобрена концепция, разработанная Пенсионным фондом. Приняты законы, необходимые для запуска реформы: "Об обязательном пенсионном страховании", "О трудовых пенсиях", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
2003 г.
В январе начат переход на новую, накопительную, пенсионную систему. В октябре Пенсионный фонд объявил, что по техническим причинам не успевает вовремя разослать извещения гражданам, имеющим право перевести свои пенсионные накопления в негосударственные управляющие компании (в народе их назвали "письмами счастья"). К концу года лишь один процент застрахованных перевел свои пенсионные накопления частным управляющим компаниям.
2004 г.
Из-за нехватки средств в Пенсионном фонде России граждане старше 1967 года рождения исключены из накопительной пенсионной системы. Им предложено участвовать в добровольном пенсионном страховании, отчисляя в государственный Пенсионный фонд часть своей зарплаты.
2005 г.
В августе Всемирный Банк заявил о неизбежности повышения в России пенсионного возраста из-за проблем с наполняемостью Пенсионного фонда. Однако уже в сентябре во время телевизионного моста "Страна - президент" Владимир Путин заявил: "Пока я президент, пенсионный возраст повышаться не будет!"
2006 г.
Объявлено, что 98 % граждан не воспользовались правом перевести свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании (Внешэкономбанка) в частные, которые должны были обеспечить, как предполагали, планируя пенсионную реформу, защиту от инфляции.
2007 г.
Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов предложил исключить накопительную часть пенсий граждан из системы обязательного пенсионного страхования, но деньги гражданам не возвращать, а направить на погашение дефицита Пенсионного фонда России (то есть на выплату пенсий нынешним пенсионерам). Предложение не прошло.
В последнем Послании к Федеральному собранию президент вновь призвал подумать, как стимулировать граждан делать добровольные пенсионные накопления и продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста. Министерство здравоохранения и социального развития предложило перечислять гражданам деньги в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда государство перечислит столько же, а затем всю сумму инвестировать в ценные бумаги. Министерство экономического развития - отдавать (на добровольных началах) три процента с зарплаты и к ним добавлять государственные средства. Обе идеи Путин не одобрил. Законопроект, принятый в первом чтении Госдумой, полагают эксперты, подготовлен Министерством финансов.
Что предлагается?
К каждой тысяче, добровольно перечисленной работником (или его работодателем) на накопительный счет в Пенсионном фонде, столько же добавит государство. Но чтобы получить эту государственную прибавку, надо перечислить не менее 2 тысяч рублей в год. Есть и предел прибавки - 10 тысяч рублей. Для работающих пенсионеров предложены дополнительные условия. В случае отказа от получения пенсии им к каждой тысяче, внесенной на накопительный счет, государство добавит три. Предельная прибавка должна быть соответственно не 10, а 30 тысяч рублей в год.
Законопроект принят только в первом чтении, к тому же работу над ним продолжит уже новый состав Государственной думы, и неизвестно, какие изменения он претерпит. Но, поскольку идея озвучена президентом, надо полагать, что тянуть не станут. Пока непонятно, на кого рассчитан закон. Государство предполагает участвовать в проекте в течение 10 лет; по мнению авторов законопроекта, на это срок у государства денег в бюджете хватит. А граждане должны заявить о своем участии в течение пяти лет, так что время подумать будет и после принятия закона. А главное, прикинуть, будут ли через 10 лет перечисленные деньги иметь ту же покупательную способность, что и сегодня. Пока получается, что инфляция съест, как минимум, государственную добавку.
Тем не менее накопительная система действует. На индивидуальные накопительные счета в Пенсионном фонде перечисляется 4 % (вначале было 6 %, которые уменьшили в пользу страховой части) единого социального налога на фонд заработной платы граждан 1966 г. р. и моложе. Лица старше этого возраста были исключены из накопительной системы, начиная с 2005 года, до этого времени на их счета что-то "накапало". Деньги являются собственностью государства, но граждане могут ими распорядиться. И, как нам сказали в Управлении Пенсионного фонда по Сергиево-Посадскому району, у нас есть те, кто воспользовались своим правом перевести их в частные управляющие компании. Правда, их очень немного, как правило, это люди молодого возраста. И это закономерно: именно молодые, не прошедшие "сгорание" накоплений в Сбербанке в 90-х, пробуют "поиграть" с государством в денежные игры. Кстати, право это теряется за пять лет до выхода на пенсию. Инвестированные средства страхуются, так что теоретически потерять можно только доход за последний год.
Если таким образом инвестированные средства принесут доход, он будет прибавлен к накопительной части. У всех остальных граждан деньгами распоряжается государственный Внешэкономбанк. В прошлом году он заработал для будущих пенсионеров доход в размере 4, 6% от вложенных денег. Для сравнения: доход одной из частных управляющих компаний составил 29%.
(Буквально недавно было принято постановление правительства, согласно которому наследники могут получить живыми деньгами накопительную часть за умерших при условии, что они умерли до выхода на пенсию. По этому вопросу было много обращений, и государство, повышая уровень доверия к накопительной системе, приняло справедливое решение).
На страховую часть пенсии перечисляется 10 % налога на фонд заработной платы (вместо первоначальных восьми) для лиц моложе 1967 г. р. и 14% - для лиц 1967 г. р. и старше. Средства отражаются на лицевом счете гражданина как долг государства, но не сохраняются, в отличие от накопительной части, а идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Работающие могут влиять на этот счет, борясь за "белую" зарплату. Хотя, конечно, когда до пенсии далеко, любой сделает выбор в пользу высокой зарплаты в "конверте", чем низкой, но легальной. Пока же по прошлому году средняя официальная зарплата в районе, на которую начислялись страховые взносы, составила 7500 рублей. С этой суммы и идут пенсии. Повышение зарплат многие считают реальным средством увеличения пенсий. Причем хорошая зарплата уже сегодня приносит дивиденды пенсионерам. При средней по стране пенсии с 1 декабря 3861 рубль в районе есть самые обычные пенсионеры, кто получает вдвое больше. Страховая часть тоже индексируется, в последний раз на 9, 2 %. Работающие пенсионеры каждый год за счет страховой части увеличивают свою пенсию на 50 - 150 рублей. Государство объявило, что будет и дальше уходить от уравниловки, пенсии будут все сильнее зависеть от заработка гражданина.
НАША СПРАВКА
*В 2007 году в России отношение средней трудовой пенсии к средней заработной плате, по разным источникам, составляет 23-26 %. Международной организацией труда рекомендован минимальный уровень соотношения 40 %.
*Лучший показатель имеет Греция, где пенсия - 95, 7 % от средней заработной платы по стране.
*Самое низкое соотношение среди стран Евросоюза в Великобритании - 30, 8 %. Средний показатель в Европе - порядка 60 %.
Базовая часть пенсии (6 % страховых взносов на фонд заработной платы) поступает в федеральный бюджет, эти средства идут на выплату пенсии нынешним пенсионерам. На 1 декабря, после объявленной президентом прибавки в 300 рублей, она составит 1560 рублей. Ее регулярно индексируют, в этом году она увеличилась почти на 50 %, то есть значительно опередила темпы инфляции. Цель правительства - довести ее до прожиточного минимума. Это очень важно, потому что пенсии самых малоимущих зависят именно от базовой составляющей.
Простой анализ хода пенсионной реформы показывает: каким способом увеличить пенсионное обеспечение граждан, пока забота государства. У народа, несмотря на постоянные сетования на ее мизерную величину, по большому счету, всего три требования: чтобы вовремя давали, время от времени повышали и чтобы не увеличивали пенсионный возраст. И пока правительство соблюдает эти условия, никакая Франция, только что полыхнувшая забастовками именно из-за пенсий, нам не пример.
Комментариев нет:
Отправить комментарий