Кусок хлеба без масла
Кризис может лишить россиян привычного куска хлеба с маслом. Падение курса рубля и увеличение таможенных пошли привели к сокращению ввоза сливочного масла из-за рубежа. Отечественные производители также снизили производство этого продукта. Если так и дальше пойдет, россияне могут перейти с употребления натурального масла на суррогат Россияне в кризис стали более скромными в выборе еды, понятное дело, уже не до деликатесов. Но кто бы мог подумать, что к продуктам, которые стали жертвами кризисного "секвестирования", попадет сливочное масло. Тем не менее, все меньше россиян в последнее время стали баловать себя привычным куском хлеба с маслом. В январе-феврале этого года в Россию было ввезено около 14 тыс. тонн сливочного масла, что почти на 40% меньше, чем за тот же период 2008 года. Одновременно снизилось и отечественное производство - на 6,6%, до 31 тыс. тонн. Такие цифры со ссылкой на данные таможенной статистики привела ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова. Как это ни странно, но основную часть потребляемого в РФ сливочного масла составляет импорт. На отечественных же заводах производство сливочного масла остается побочным при выработке сухого молока и сыров. Практически ни одно предприятие отрасли не производит полноценное сливочное масло в больших объемах, поясняет эксперт. Цены на масло растут из-за изменения курса рубля по отношению к основным валютам, а также как результат увеличения таможенных пошлин на ввоз масла из стран дальнего зарубежья. Так, пошлина на сливочное масло и другие жиры и масла, изготовленные из молока, теперь составляет не менее 0,35 евро за 1 кг, а ранее минимум был равен 0,22 евро за 1 кг. Оптовые цены на импортное сливочное масло с начала этого года выросли на 12%, на отечественное - на 3,3%. Эксперты бьют тревогу: с повышением цен на натуральное сырье переработчики молока стали больше использовать для производства своей продукции более дешевые тропические масла (пальмовое, кокосовое, пальмоядровое и другие). Получается, что некоторые производители могут частично заменять в составе производимого продукта натуральные жиры на растительные. В этом случае получаемый на их основе продукт назвать маслом можно лишь с очень большой натяжкой. Он должен называется "спрэд" - это род "мягких масел", изготовленных на основе смеси растительных и молочных жиров. Молочный союз подтверждает, что импорт масла тропических растений за последние 5 лет практически удвоился и достиг в 2008 году более 900 тыс. тонн. Средняя контрактная стоимость 1 кг тропических масел в прошлом году была почти в три раза ниже стоимости сливочного масла. Для того, чтобы хоть как-то решить проблему, Молочный союз предлагает установить квоты на импорт тропических масел, либо повысить в несколько раз ввозные пошлин на них. Тогда заменять ими натуральные жиры при производстве масла станет не так выгодно. Кроме того, "молочники" предлагают как можно быстрее принять поправки в техрегламент на молоко и ужесточить требования по использованию тропических масел при производстве молокосодержащих продуктов. Но эксперты рынка говорят, что повышение пошлин и квотирование проблему не решит, а приведет "к классическому разгону цен, росту инфляции в стране и дальнейшему падению покупательской способности населения". Татьяна Рыбалова напомнила, что тропические масла используются для производства более дешевых, чем сливочное масло, спрэдов и других молочных продуктов. "В случае ограничения импорта или повышения таможенных пошлин заметно вырастут в цене и спрэды. Для большей части населения в этом случае из молочных жиров будут доступными только импортные маргарины, поскольку в ЕС действуют экспортные субсидии на молочные жиры". Одновременно вырастет в цене продукция и других отраслей пищевой промышленности, так как молочная промышленность потребляет лишь часть ввозимых тропических масел. Основным потребителем тропических масел является кондитерская отрасль. Эти масла также используются для производства майонеза, продуктов быстрого приготовления, спецжиров. Кроме того, тропические масла - основной ингредиент при производстве туалетного мыла. "В условиях углубляющегося кризиса и падения доходов стоит задача обеспечения населения дешевыми и безопасными продуктами, а не создания условий для дальнейшего роста цен", - подчеркивает эксперт аграрного рынка. Тем не менее, закрывать глаза на проблему нельзя. Иначе, если все оставить как есть, на столах россиян привычное сливочное масло могут повально заменить спрэды, маргарины и прочие суррогаты, гораздо менее полезные, чем натуральный продукт. Интерфакс
Комментариев нет:
Отправить комментарий