Что это за зверь - middle-класс? У большинства россиян устойчивое мнение – это те, кто живёт в Москве. А вы в каком дециле?
Как определить индекс инфляции для среднего класса?
Опубликовано 02.04.2008 в 13:06 Автор - Тайный покупатель SmartMoney
Встречайте: индекс SmartMoney - темп роста цен на товары и услуги для middle-класса
Способов пересчитать абстрактную инфляцию в реально отразившийся на кошельке рост цен несколько. Можно вести тщательный учет собственных расходов и цен на любимые товары и услуги, а по итогам месяца придирчиво сравнить полученные данные с официальной статистикой. Вот и Росстат, запустив в начале марта инфляционный калькулятор, предложил всем желающим в течение двух месяцев вести подробный дневник приобретений и только потом сделать вывод, учитывают усредненные данные ваши особенности или нет.
Но это путь для самых дотошных. Большинство представителей среднего класса - костяк читательской аудитории - помнят структуру собственных расходов лишь приблизительно, да и не располагают достаточным временем для ежедневного пополнения базы данных по методике Росстата.
Как же определить индекс инфляции для middle-класса? Без данных Росстата все же не обойтись. Но можно посмотреть на них свежим взглядом. обратился к специалистам из Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
НОВАЯ КОРЗИНА
В Москве официальный средний индекс потребительских цен мало отражает реальность. Мосстат еще в 2006 г. оценил доходы горожан и обнаружил: наиболее богатые 10% москвичей (10-й дециль в терминологии статистиков) зарабатывают вполне на уровне лондонцев или парижан - средний доход в этой группе составляет 129 700 руб. в месяц. Конечно, картину здесь сильно искажают миллионеры, но немало и настоящих представителей среднего класса, получающих $3000-5000 в месяц.
Этажом ниже, в 9-м дециле, с деньгами тоже неплохо: 57 100 руб. среднемесячного дохода. А вот дальше - резкое падение, вплоть до 3100 руб./мес. в 1-м дециле, среди беднейших слоев населения.
Понятно, что на разных уровнях пирамиды образ жизни, а значит, и потребительские корзины - разные. Но уловить структуру расходов самых богатых статистики как раз и не могут. Чтобы понять, по какой корзине считать инфляцию, Мосстат регулярно обследует бюджеты домохозяйств. Избранные семьи за небольшие деньги месяцами ведут дневники своих расходов. Вовлечь в такое занятие людей с высокими доходами не удается. В обследованиях Мосстата самые богатые домохозяйства - с доходами не более 30 000 руб. на человека. «Получается смещенная выборка, инфляция рассчитывается на основе потребительской корзины менее обеспеченных москвичей», - сетует Вера Кононова, замначальника отдела аналитических исследований ИКСИ.
В институте воспользовались данными Мосстата о расходах горожан и составили структуру потребительской корзины москвича из верхнего дециля, располагающего порядка 130 000 руб. в месяц. Дальше пошли в ход данные статистики о росте цен на товары и услуги, входящие именно в эту корзину. Стандартный набор Росстата здесь не подходит: он рассчитан на людей с низкими доходами и не включает, к примеру, фрукты или расходы на покупку автомобиля. Поэтому в ИКСИ для расчетов использовали более широкий перечень товаров и услуг, а цены взяли у статистиков.
Полученный результат: инфляция для богатых ниже, чем для бедных. В Москве в 2007 г. потребительские цены в среднем увеличились на 10,2%. Но для москвичей, входящих в верхний, 10-й дециль, - на 8,1%, а для тех, кто в 9-м, - на 8,7%. Больше всего пострадали доходы беднейших 10% - для них цены подскочили на 14,2%. Это и понятно. Быстрее всего в прошлом году дорожали продукты питания, которые занимают больше половины потребкорзины самых бедных. Для зажиточных москвичей расходы на еду менее важны, к тому же они регулярно ходят в рестораны, где ценники переписываются не так часто.
Но благодаря тому же продовольствию картина в этом году несколько изменилась. В январе-феврале официальный рост цен на продукты питания составил 3,5%, но богатые на этот раз не получили «премии», для них цены выросли даже в большей степени, чем для бедных. Дело в соглашениях о заморозке цен на социально значимые товары. Торговым сетям никто не запрещает компенсировать недополученную прибыль, повышая цены на деликатесы. Поэтому для обитателей верхнего дециля еда в начале 2008 г. дорожала быстрее, чем для всех остальных доходных групп, - на 5,1% за два месяца.
Представленные расчеты у многих наверняка вызовут протест. Недоверие к сводкам Росстата стало почти всеобщим, но все считают, что на самом деле цены растут быстрее. Ведь невооруженным глазом видно, как увеличиваются суммы в чеках после очередного похода в супермаркет! Но именно что невооруженным. Мало кто отслеживает полную картину своих трат.
«Социологи знают: чем выше доход у человека, тем менее точно он представляет структуру своих расходов», - свидетельствует завотделом доходов и потребления «Левада-центра» Марина Красильникова. Так что не стоит с порога отвергать хорошую новость о своей сравнительно низкой инфляции. А будет регулярно публиковать индексы роста цен для среднего класса.
Опубликовано 31 марта 2008 года в журнале «SmartMoney»
________________________________________
Сылка на источник
Как определить индекс инфляции для среднего класса?
Способов пересчитать абстрактную инфляцию в реально отразившийся на кошельке рост цен несколько. Можно вести тщательный учет собственных расходов и цен на любимые товары и услуги, а по итогам месяца придирчиво сравнить полученные данные с официальной статистикой. Вот и Росстат, запустив в начале... // читать статью полностью___________________________________
ПОДЕЛИСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУГОМ!
В прошлом письме я призывал расширять круг «Знаек». Порекомендуйте своим друзьям и знакомым (на работе, через «Одноклассников», и т.п.) подписаться на эту рассылку – так приятно принести пользу ближнему, особенно если это ничего вам не стоит!
Можно написать письмо примерно такого содержания: «Дорогой друг (подруга, спутница)! Конец света отличается от старости тем, что последняя наступит обязательно. Информация, полученная из рассылки «Ваша пенсия и НПФ», поможет Вам получить знания, которые, как известно, сила. Предупреждён – значит вооружён. Ссылка на форму подписки здесь>>>»
http://www.feedburner.com/fb/a/emailverifySubmit?feedId=1509478&loc=ru_RU
Посылайте ссылку сразу на форму подписки. Проверьте как она работает. Можно поступить ещё проще – щёлкнув на ссылку, ввести в форму адрес почты друга, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДУПРЕДИВ ЕГО ПИСЬМОМ, что на его адрес придёт письмо о подтверждении этой подписки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий