31 дек. 2007 г.

Копись, пенсия - большая и маленькая

Парламентская газета (Москва), 06 декабря 2007 г., №173, С.18-19 Подготовила Наталья Кучер
В России снова начинается пенсионная реформа. Уходя в историю, Госдума четвёртого созыва успела принять в первом чтении два законопроекта, направленных на создание принципиально новой, доселе не существовавшей пенсионной системы, - добровольно-накопительной с государственным софинансированием. Этот механизм, предложенный Президентом в последнем Послании Федеральному Собранию, в народе назвали "тысяча плюс тысяча". Ввести его планируется с 1 июля 2008 года. В чём же смысл новаций?
Шаг в нищету
В нашей стране бедность и старость стали, увы, синонимами. Выходя на заслуженный отдых, россиянин теряет более 70 процентов своих текущих доходов. По данным ПФР, средний коэффициент замещения утраченного заработка в целом по России составляет 25-27 процентов, а в 44 регионах не превышает и 23 процентов. В то же время по стандартам Международной организации труда коэффициент замещения должен быть не ниже 40 процентов, причем не от средней зарплаты по стране, а от заработка конкретного работника. Власть пытается сократить этот разрыв регулярными прибавками к пенсии, но даже с учетом всех последних повышений средняя пенсия едва дотягивает до прожиточного минимума пенсионера, да и то далеко не во всех регионах страны.
Пожилым людям тяжело. Но пенсионное будущее тех, кто сегодня здоров, полон сил, кто работает и хорошо зарабатывает, может оказаться еще более мрачным. Население стареет. Численность работающих, которые за счет отчислений с зарплаты "кормят" нетрудоспособных граждан, неуклонно сокращается, а армия пенсионеров и инвалидов, напротив, растет. Если сейчас на 10 пенсионеров у нас приходится 15 работников, то к двадцатым-тридцатым годам XXI века соотношение прогнозируется один к одному. Поток отчислений в пенсионную систему превратится в пересыхающий ручеек, и коэффициент замещения упадет до 10-12 процентов от зарплаты.
Конечно, авторы пенсионной реформы 2002 года осознавали эту печальную перспективу. Именно потому для части работников, чей выход на пенсию совпадет с очередной демографической ямой, была введена обязательная накопительная часть трудовой пенсии - та, что идет лично человеку, а не в общий котел. Но даже если бы из накопительной системы не были впоследствии исключены люди среднего возраста и даже если бы пенсионные накопления не "сгорали" , как сейчас, радикально изменить ситуацию эта мера вряд ли смогла бы.
Можно до хрипоты спорить, насколько удачно или неудачно идет реформа, хотя окончательные ее результаты мы увидим не раньше 2022 года. Но корень зла в другом: на пенсионное обеспечение в нашей стране направляется слишком мало средств. Так, поданным Счетной палаты, в 2006 году доля расходов на выплату пенсий составила 4, 8 процента ВВП, а это в 2-2, 5 раза ниже показателей, характерных для развитых стран.
За рубежом в формировании будущей пенсии участвуют сами работники и работодатели, там широко развиты корпоративные пенсионные системы, системы добровольного дополнительного пенсионного страхования. В целом работник на Западе направляет на свою будущую пенсию 40-50 процентов от заработка. А в России основная нагрузка ложится на государственную пенсионную систему, куда перечисляется всего 20 процентов от фонда оплаты труда. Добровольные пенсионные системы, где человек сам или на паях с работодателем "кует" свое пенсионное "счастье" , охватывают не более 10 процентов работающего населения. Словом, при нынешнем раскладе нам просто не из чего формировать большие выплаты.
Есть еще один важный момент: европейцы выходят на пенсию на 7-10 лет позже, чем россияне. А значит, успевают накопить более весомый пенсионный капитал, который потом делится на меньший период дожития. Отсюда и более высокая пенсия.
Всемирный банк, известный своей горячей "заботой" о России, настойчиво советует нам поднять пенсионный возраст до европейских стандартов. Но даже намек на такую возможность, прозвучавший в 2005 году, вызвал столь бурную реакцию в обществе, что власти эту идею отвергли. Да, повышение пенсионного возраста автоматически приведет к увеличению размера пенсии. Но кто ее будет получать? При нынешней средней продолжительности жизни россиян - 58, 8 года у мужчин и 72 года у женщин - основная часть мужского населения до заслуженного отдыха просто не дотянет. И в то же время треть "дотянувших" пенсионеров продолжают трудиться, ибо на одну пенсию не проживешь.
Копить больше, работать дольше
Не принуждать, но побуждать граждан копить на старость и выходить на пенсию позже общеустановленного срока - так коротко можно изложить смысл пенсионных нововведений, которые предложены в двух упомянутых законопроектах - "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах... ".
Как известно, сегодня трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной (она формируется только для работников 1967 года рождения и моложе). К этой "конструкции" предлагается добавить еще одну часть - добровольно-накопительную, которую смогут формировать все работающие и неработающие граждане, без ограничения возраста. Дополнительные взносы будут поступать на накопительный счет гражданина в ПФР.
Минимальный взнос со стороны "добровольца" должен быть не менее 2 тысяч рублей в год, максимальный не ограничивается. Государство простимулирует накопления, добавляя к каждой тысяче еще одну, но не более 10 тысяч в год (первоначально обсуждался потолок в 15-18 тысяч рублей). Государственное софинансирование будет продолжаться в течение 10 лет с того момента, как гражданин надумает войти в добровольную накопительную систему. На принятие такого решения законодатели отводят немалый срок - пять лет, до 30 июня 2013 года.
Заявление об участии в накопительной системе можно передать работодателю или самостоятельно отнести в территориальное подразделение ПФР (это актуально в основном для неработающих граждан). В заявлении нужно указать, какую сумму в рублях или процентах от зарплаты участник будет платить ежемесячно. Ответственность за своевременное перечисление дополнительных взносов работника возлагается на работодателя. Неработающий, естественно, отвечает за себя сам.
Особый разговор о людях, достигших пенсионного возраста. Если они решат продлить свою трудовую биографию, не станут обращаться за назначением пенсии в ПФР и при этом будут делать отчисления в накопительную систему, то к их тысяче государство добавит втрое больше, но не более 30 тысяч рублей в год. По мысли разработчиков, это побудит людей добровольно выходить на заслуженный отдых позже установленного срока, поскольку в будущем они получат солидную прибавку к пенсии.
Свою лепту в новую накопительную систему могут вносить и работодатели, добавляя к государственной тысяче свою, корпоративную. Но для этого нужны определенные стимулы, а их в законопроектах пока не предложено. Впрочем, депутаты обещают что-нибудь придумать ко второму чтению.
Источником государственного софинансирования пенсий станет Фонд национального благосостояния. С 2009 по 2022 год на эти цели из него будет направлено 572, 63 миллиарда рублей. Всего к 2022 году в пенсионную систему России поступят около 1, 14 триллиона дополнительных средств.
Между синицей и журавлём
Если отвлечься от грубой социально-экономической реальности, то предложенная схема выглядит довольно заманчиво. Особенно тот кусочек, что от государства. Но это лишь на первый, беглый взгляд. А со второго и третьего начинаются вопросы.
Первый и главный: кому это может быть интересно? "Если проанализировать статистику, то получится, что основной груз пенсионных обязательств, около 90 процентов, несут люди с доходами 13, 8 тысячи рублей, - говорит аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. - Возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы человек, получающий около 14 тысяч рублей, отложил хотя бы тысячу на будущий "золотой период" , а не потратил это сегодня? На мой взгляд, без работодателя в этой конструкции никакое решение невозможно".
Второй вопрос: отложенный выход на пенсию и тройная добавка к добровольному взносу "отказников". Сегодня работающий пенсионер получает и зарплату, и пенсию. Ему предлагают отказаться от пенсии, а это больше 3 тысяч рублей, да еще отдавать в накопительную часть 1 тысячу от зарплаты. Кто рискнет?
"Сомнения понятны, - соглашается один из авторов законопроектов, председатель Комитета по труду и социальной политике Госдумы четвертого созыва Андрей Исаев. - Тут есть синица в руках, уже готовая пенсия, а там надо отложить на будущее. Но представьте себе, что женщина 55 лет, нормальная, работоспособная, хорошо работает, просто откладывает этот выход на пенсию. Зато потом, когда она выйдет на пенсию, - через пять лет, допустим, в шестьдесят, она получит пенсию уже вдвое большую, чем та, что она получила бы, выйдя на пенсию в пятьдесят пять лет. Но вопрос имеет под собой серьезное основание, поэтому сейчас мы обсуждаем возможность того, чтобы базовая часть пенсии - и это может быть отрегулировано ко второму чтению поправками - выплачивалась, а переносилась бы только выплата страховой части".
Наибольшие опасения связаны, естественно, с сохранностью добровольных накоплений. Перед глазами печальный пример обязательной накопительной системы. Мыслилось, что ее участники станут сами распоряжаться своими пенсионными накоплениями, передавая их в руки специально созданных институтов - управляющих компаний, либо передоверяя этот выбор Пенсионному фонду России или одному из негосударственных пенсионных фондов. Ну а управляющие компании уж обеспечат прирост накопительной части. И в целом выйдет неплохая прибавка к пенсии.
Но получилось с точностью до наоборот. Более 95 процентов граждан никакого выбора не делали и не собираются. Их деньги по умолчанию уходят в государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк, где продолжают таять, ибо ВЭБу разрешено инвестировать пенсионные средства только в госбумаги, доходность которых вдвое ниже инфляции (5, 6 процента по итогам 2006 г. ). Проще говоря, накопительная пенсия будущих пенсионеров превращается в убывающую.
Где гарантия, что добровольные взносы не пропадут по примерно такой же схеме? Инициаторы новой системы успокаивают: если человек сделал первый шаг и решил копить, то ему проще сделать и второй, то есть осознанно передать средства в ту компанию, которая обеспечит их наибольший прирост. К тому же и государственной управляющей компании скоро разрешат размещать накопления в более доходных бумагах.
Еще вопрос. Как вписать в новую накопительную систему тех, кто уже добровольно откладывает на старость в негосударственных пенсионных фондах? Могут ли они рассчитывать на государственную добавку к взносам? И как в таком случае будут выстраиваться их взаимоотношения с НПФ и ПФР?
Непонятна и ситуация с наследованием добровольных накоплений. В законопроектах предусмотрен тот же порядок наследования, что и для обязательной накопительной системы. Если человек умирает до назначения пенсии, то накопления передаются наследникам в виде единовременной выплаты. Если же застрахованный хотя бы месяц прожил на пенсии, то его деньги перераспределяются в пользу других пенсионеров. Для системы, которая формируется за счет отчислений с некоего виртуального фонда оплаты труда, это, наверное, оправданно. Но если человек добровольно вносил свою личную тысячу, отказывал себе и детям в покупке каких-то вещей, сознательно снижал свой жизненный уровень ради более обеспеченного будущего, то справедливо ли перераспределять его личные накопления в пользу каких-то чужих людей? Кстати, в негосударственных фондах такая пенсия наследуется.
Теперь, после всех этих неясностей и непонятностей, посмотрим, ради какой высокой цели создается дополнительная накопительная система. Что мы получим в "сухом остатке"? Как следует из финансово-экономического обоснования законопроекта о дополнительных взносах, к окончанию действия этого большого общественного проекта, то есть к 2022 году, индивидуальный коэффициент замещения заработка у добровольцев увеличится... на 2, 2 процента!
Но если третьей стороной добровольной системы станет работодатель, если он подбросит на старость своим работникам не тысячу на тысячу, а две или три, то в целом выплата может получиться вполне достойной. Кстати, заодно напомним, что работодателем наименее обеспеченных работников - бюджетников - является государство.
*** ЛИКБЕЗ
До начала пенсионной реформы все средства, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд, сразу же шли на выплату текущих пенсий. Это называлось распределительной системой. С 2002 года в пенсионной системе появилась условно-накопительная, или страховая, часть трудовой пенсии и собственно накопительная, которая действует в настоящее время для работников 1967 года рождения и моложе. Накопительная уже не попадает в "общий котел" , а собирается на индивидуальном счете работника и затем передается в управление либо государственной, либо частной управляющей компании. Трудовая пенсия в существующей системе обязательного пенсионного страхования состоит из трех частей.
Базовая часть. Основана на распределительном принципе. Получать базовую часть может любой человек, достигший пенсионного возраста, имеющий страховое свидетельство и страховой стаж не менее 5 лет. Размер определяется ПФР, не зависит от заработка работника и подлежит регулярной индексации в пределах средств, предусмотренных бюджетом ПФР. Выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста в виде регулярной пожизненной пенсии.

Страховая часть. Основана на условно-накопительном принципе. Рассчитывается на основании суммы страховых взносов, уплаченных работодателем в пользу работника, учтенной на его индивидуальном лицевом счете в ПФР. Выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста в виде регулярной пожизненной пенсии. Информация о сумме взносов работодателей содержится в извещении, которое ежегодно рассылает застрахованным лицам ПФР.

Накопительная часть. Основана на накопительном принципе. Зависит от заработной платы работника и доходности инвестирования страховых взносов (пенсионных накоплений). Выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста в виде регулярной пожизненной пенсии либо единовременно правопреемнику (наследнику). Информация о сумме взносов работодателей, размере и доходности пенсионных накоплений содержится в извещении, которое ежегодно рассылает застрахованным лицам ПФР. Главное отличие реформированной системы обязательного пенсионного страхования состоит в том, что у работников появилась возможность самим распоряжаться накопительной частью своей трудовой пенсии, передавая их в управление государственной или частной управляющей компании.
Источником формирования всех трех частей пенсии является единый социальный налог (ЕСН), который уплачивают работодатели в соответствии с налоговым законодательством. Размер ЕСН составляет 26 процентов от фонда оплаты труда каждого работника, из них 20 процентов идут на формирование его трудовой пенсии в следующих пропорциях: *** МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ: ОЛЕГ МОРОЗОВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСДУМЫ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
Есть темы, которые всегда находятся в центре внимания как общества и граждан, так и политиков. Вот, на мой взгляд, если выбирать тему номер один, которая обсуждается наиболее часто, наиболее остро, то это, безусловно, тема пенсионного обеспечения. Особенно остро эта тема стала обсуждаться после того, как появилось еще одно понятие - "пенсионная реформа".
Я сразу хочу высказаться по поводу диаметрально противоположных точек зрения, которые существуют на этот счет. Есть два крайних полюса в оценке этого процесса: одни говорят, что пенсионная реформа провалилась, другие объявляют ее успешной. Думаю, что правда ровно посередине. С одной стороны, я не считаю, что пенсионная реформа провалилась. С другой стороны, уж точно она не дала того результата, на который все рассчитывали. Но правда и то, что если бы мы некоторое время тому назад не решились на проведение глубоких и серьезных изменений в нашем пенсионном деле, неизбежно наступил бы крах всей пенсионной системы в стране.
В рамках того, что называется пенсионным процессом, пенсионным обеспечением, есть вопрос, который, на мой взгляд, является ключевым. Это баланс между личным участием гражданина в обеспечении собственной старости и участием государства в этом процессе. Моя точка зрения, точка зрения моих коллег состоит в следующем: если законодатель, если исполнитель, исполнительная власть, если сама система находит этот баланс, пенсионная система начинает работать наиболее эффективно и успешно. Если этот баланс не найден, система начинает пробуксовывать.
И конечно. Президент Российской Федерации, на мой взгляд, сделал очень серьезный шаг в понимании этого баланса, когда в своем Послании обозначил две проблемы. Это соучастие государства в формировании накопительных вкладов гражданина и элемент сохранения социальной справедливости в понимании того, что граждане не равны в своих возможностях, и соответственно, участие государства в софинансировании процесса должно быть разным по отношению к разным гражданам сточки зрения их материальных возможностей.
*** ЦИФРЫ И ФАКТЫ По данным Росстата, сегодня в России насчитывается 38 миллионов 325 тысяч пенсионеров. Средний размер трудовой пенсии по старости в августе 2007 года составлял 3 108 рублей, к концу года превысит 3, 8 тысячи рублей. При этом в разных регионах средний размер пенсии может сильно различаться. Так, по подсчетам территориальных отделений ПФР, в Псковской области с 1 декабря 2007 года пенсионеры будут получать в среднем 3 200 рублей, в Новгородской - 3 607, на Ставрополье - 3 400, в Алтайском крае - 3 658, в Республике Коми - 4 578, в Магаданской области - 6 200 рублей.
В 2007 году трудовые пенсии повышались в четыре этапа. С 1 апреля базовая часть пенсии была проиндексирована на 7, 5 процента в связи с инфляцией, а страховая часть - повышена на 9, 2 процента пропорционально росту средней зарплаты в стране. С 1 октября 2007 года размер базовой части был установлен в твердой сумме 1260 рублей, а с 1 декабря произошло ее внеплановое повышение еще на 300 рублей, до 1560 рублей. Внеплановая прибавка призвана смягчить для пенсионеров последствия резкого скачка цен на основные продукты питания осенью нынешнего года. С 1 августа 2008 года базовая часть вырастет еще на 15 процентов и достигнет 1794 рублей в месяц. Декабрьское и августовское повышение касается всех получателей трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Лицам старше 80 лет и инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в двойном размере, то есть 3120 рублей с 1 декабря 2007 года и 3588 рублей с 1 августа 2008 года. Для инвалидов со II степенью ограничения к трудовой деятельности базовая часть пенсии с 1 декабря 2007 года составит 1560 рублей, с 1 августа 2008 года - 1794 рубля, а для инвалидов с l степенью ограничения - 780 рублей в месяц с декабря 2007 года и 897 рублей - с августа 2008 года.
У граждан, имеющих право на получение двух пенсий, например инвалидов Великой Отечественной войны, соответственно увеличатся обе пенсии. Помимо этого с 1 декабря 2007 года и с 1 августа 2008 года произойдет увеличение тех пенсий и денежных выплат, размеры которых определяются в соответствующем процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии (за исключением пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих), ежемесячной доплаты к государственной пенсии, ежемесячного пожизненного содержания за особые заслуги перед Российской Федерацией. В следующем году будет также увеличена страховая часть трудовой пенсии: с 1 февраля - на 8 процентов, с 1 апреля - на 7, 5 процента. По оценкам специалистов ПФР, благодаря этим мерам средняя пенсия в 2008 году составит 91 процент от прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ. В течение трех ближайших лет общий размер пенсий планируется повысить на 65 процентов.
ВЗГЛЯД ЗА ГРАНИЦУ
Эксперты ООН подготовили сводный доклад за 2007 год, где показано текущее состояние пенсионных систем отдельных стран-участниц. В большинстве западных стран пенсионный возраст составляет 65 лет. При этом в США - 67 лет, в Чехии - 63 года, во Франции - 60 лет.
Самый высокий коэффициент замещения утраченного заработка отмечается в Австрии - около 80 процентов. Самый низкий, как ни странно, в Великобритании - 30, 8 процента. В Германии и Новой Зеландии пенсия замещает в среднем 40 процентов последнего заработка, а в Японии - 34.
Интересно, что значительная часть этих ставок замещения финансируется не за счет государственных, а за счет частных средств. Так, в Великобритании 27 процентов из 30, 8 формируется из частных источников. Государство там фактически финансирует только социальные пенсии. Самый низкий процент замещения заработка за счет частного ресурса во Франции - порядка 7, 5 процента.
Накопительные системы за рубежом бывают как добровольные, так и обязательные. Минимальный уровень накопительного взноса со стороны частного лица - 1 процент в Дании, максимальный в Швейцарии - 18 процентов. Средний размер взноса на негосударственную часть пенсии за рубежом - 6, 3 процента от заработной платы.
В добровольных накопительных системах уровень вовлечения работающих граждан составляет от 15 процентов в Финляндии до 52 - в Ирландии. В обязательных системах по понятным причинам охват шире - более 90 процентов. Но есть и свои исключения. В Мексике, например, в обязательной системе участвуют не более 31 процента граждан.
В докладе делается вывод, что общей тенденцией последних 5-7 лет стало возрастание роли частных источников в формировании пенсии. В реформированных пенсионных системах бывших стран соцлагеря также предусмотрено финансирование пенсий за счет личных средств работника и дополнительных взносов работодателей.

Комментариев нет: